0

История происхождения семьи Францева Семёна

РАМКИ, КАЛЕНДАРИ, ВИНЬЕТКИ, Пригласительные (Трафик) - Страница 2 - Форум для родителей Детство.руМеня зовут Францев Семён Викторович, и я хотел бы рассказать Вам о моей семье и её истории, о генеалогическом древе моей семьи.

Как же возник интерес к этой теме? Сначала я увидел альбом «Привет, Я Родился!», который стала вести моя мама с момента моего рождения. В альбоме, на развороте, изображено большое, красивое и ветвистое дерево. На дереве несколькими ярусами расположены плоды — яблоки, на них — специальные места для записи всех членов моей семьи, по поколению в каждом ярусе! Заинтересовавшись, я расспросил маму и бабушек о наших предках, и теперь я знаю историю моей семьи до пятого колена. К сожалению, собрать информацию о 5-ом поколении (прапрабабушках и прапрадедушках) полностью не удалось, она утеряна, тех, кто многое мог рассказать, уже нет в живых. Но я узнал о том как звали моих предков, где и когда ониродились, какие профессии выбрали, чего достигли.

Разбор по поколениям :

1. Первое поколение — мой младший брат и я — Францевы Даниил Викторович и Семён Викторович. Мы родились в городе Челябинске.

2. Второе поколение — мои родители — Зырянова Наталья Александровна и Францев Виктор Юрьевич. Папа, как и я, родился в Челябинске, а мама в Златоусте. И хотя мои папа и мама появились на свет в разных городах, они познакомились в Челябинске, потому что мамины родители переехали сюда 38 лет назад. Так же было и с родителями моей мамы: бабушка Клавдия Александровна, в девичестве Новикова, и дедушка Александр Александрович Зырянов познакомились в Златоусте, хотя бабушка родилась в деревне Ново-Мочалкино! Четырежды в истории моей семьи смена места жительства по разным обстоятельствам (учеба, направление по работе, переезд родителей)приводила моих предков в тот город, где они знакомились со своими будущими мужьями или женами.

3. Я продолжу рассказ о третьем поколении: моя бабушка с папиной стороны — Копп Лидия Ивановна, дедушка с папиной стороны — Францев Юрий Иосифович.

4.Четвёртое поколение — Прабабушки и Прадедушки. Я считаю это поколение самым героическим: им выпала от судьбы нелегкая доля, и они с честью прошли через все испытания!

Мой прадед Новиков Александр Николаевич родился в 1916 году, он был учителем начальных классов. В 1939 году он поступил в 96-й гвардейский бомбардировочный Сталинградский Краснознамённый авиационный полк ордена Кутузова. В армии он был инженером-механиком, ремонтировал самолёты. Мой прадед награждён орденом Ленина, медалью «За взятие Германии», медалью «За взятие Берлина», медалью «20 лет Победы», медалью «50 лет Победы», общесоюзным знаком «Ударник девятой пятилетки»,медалью «За боевые заслуги», медалью Жукова, медалью «За оборону Сталинграда», нагрудным знаком «Гвардия».

История моих прадедов :

Прадедушка вместе с прабабушкой — Демьяновой Агафьей Игнатьевной в то нелёгкое время воспитали восемь детей!

Мой второй прадед Францев Иосиф Францевич родился в Санкт-Петербурге в 1915 году. Очень рано он осиротел и попал в детский дом. Тут, в детском доме, в честь русского первооткрывателя Франца Иосифа, ему дали имя, фамилию и отчество.

Мне было интересно узнать о своих прадедах, которых я не застал в живых, о том, какие это были люди, увидеть их награды, прочитать документы, собственноручно написанные героическими предками. О каждом из них можно сказать много хороших слов, все они были добрыми и честными людьми и тяжело трудились.

Заключение:

Очень интересно было узнавать о профессиональных достижениях прадедов и различные факты из их жизни, как связанные с историей нашей страны, так и с личными увлечениями. Например, Александр Николаевич единственный в окрестных деревнях умел фотографировать. Он ходил по деревням и делал семейные фотографии, которые для многих остались единственной памятью о том времени и по сей день хранятся как семейные реликвии.

Было очень интересно узнать подробности из автобиографии Иосифа Францевича, все этапы его жизненного пути.Когда я начинал собирать сведения, я даже не думал, что это так интересно.

Я очень горжусь своими предками, и я считаю, что я должен прожить такую жизнь, чтобы мои потомки гордились мной!

Текст :

Семен Францев,  6э3

Обработал: Матвеев Данил

фото: https://detstvo.ru/forum/foto-i-video-na-detstvo-ru/5192-ramki-kalendari-vinetki-priglasitelnye-trafik-2.html

 

 

0

Софроновы или Сафроновы?

Многие годы разные факты и события копились в моей семье, и вот на сегодняшний момент я могу смело рассказать о семи коленах Софроновых.

Почему Софроновых, ведь моя фамилия Сафронова?

Давным — давно, в начале 19 века жил мой прадед Евграф Иванович Софронов. Родом он был из села Кайластуй Забайкальского края. Небольшое село располагалось на реке Аргунь, на российско-китайской границе, основанное в 1729 году как пограничный караул. В те времена от каждого казачьего войска сотня казаков проходила службу при императорском дворе по 4 года. И вот Евграф Иванович, казак кайластуйского караула, был отправлен в Санкт-Петербург. Во время прохождения службы он познакомился с князем Петром Алексеевичем Кропоткиным, который сыграл немалую роль в жизни прадеда.

Серьезная экспедиция моего прадеда

В 1864 году есаул казачьих войск и чиновник по особым поручениям князь Кропоткин был отправлен в свою первую серьезную экспедицию — в Северную Маньчжурию. Основная цель миссии состояла в том, чтобы разведать кратчайшую дорогу к плодородным, но мало заселенным еще долинам Амура и к самой реке. Но так как молодой есаул накануне принят в Географическое Общество, он был снаряжен научным сообществом и на географическую разведку этой загадочной доселе области. Было решено, что Кропоткин поедет под видом простого торговца, с караваном товаров, чтобы не привлекать к себе излишнего внимания. Помимо него, в состав экспедиции входили четыре казака, двое переводчиков, монгол и тунгус, и четверо служителей. Товары (плис, сукно, галантерейную мелочь) везли на трех тележках; кроме того, взяли с собой на продажу 40 лошадей. Официальным лицом для ведения всех переговоров с местными властями назначался казачий урядник Софронов, мой прадед. Многие годы он налаживал связь между Россией и Китаем, на лошадях перевозил продовольствие и вооружение, а обратно лекарственные и другие товары. Дорога проходила по горам и трем рекам: Ганн, Дербул, Хаул, через которые нужно было строить переправы. Впоследствии на переправах выросли поселки, а место стали называть Трехречье.

Высочайшим манифестом Его императорского величества Николая 1 17 марта 1851 года было объявлено об образовании Забайкальского Казачьего Войска.

В 1859 году в карауле Кайластуй родился Иван Евграфович Софронов. Будучи лихим казаком, он ловко владел оружием и мог управлять даже самой задиристой лошадью.

Семейная реликвия

Мне известен занимательный факт, что Николай Александрович Романов, наследник царского престола, возвращаясь из кругосветного путешествия в 1891 году, посетил Забайкальскую область. В честь цесаревича был устр спортивный праздник «эрын гурбан наадан», что в переводе обозначает «3 игры мужей»: стрельба из лука, борьба и конные скачки. И вот мой ловки смелый прадед завоевал 1 место по стрельбе с лошади по движущейся мишени. Но подарков на всех не хватило. А у Ивана Евграфовича на то в было начальное офицерское звание, которое присваивали казаку, умеющему играть на музыкальном инструменте либо в совершенстве владеющим иностранным языком. Так вот один из офицеров императорской свиты в шутку и спросил у прадеда: «На каком музыкальном инструменте умеешь играть, бравый казак?»- указывая на императорский оркестр.

Иван Софронов показал на скрипку. В свои молодые годы мой прадед всего лишь играл 1 куплет серенады Шуберта, который и продемонстрировал с большим удовольствием. Удивлению не было предела, и в то же мгновение скрипка была подарена моему прадеду. Она до сих пор бережно хранится в нашей семье и является связью поколений.

Трудности выведения новых пород

Однако главным делом всей жизни Ивана Евграфовича были лошади. Монгольская порода, распространенная в той местности, не подходила для военной службы. Лошади были низкорослые, но выносливые. И вот прадед решил вывести новую породу лошадей. Для этого он закупал арабских скакунов, более стройных, высоких и поджарых. Через двадцать лет опытной работы получилась новая забайкальская порода, пригодная для армии.

Вскоре началась революция. К лету 1919 года все Восточное Забайкалье было в огне восстания. Новая власть хотела забрать молодую поросль лошадей, и прадеду пришлось перейти на сопредельную сторону со своими сыновьями: Георгием, Николаем и Михаилом.

Мой прадед Михаил Иванович Софронов родился в 1909 году. В маленьком возрасте оказавшись за границей, в г. Маньчжурия (КНР), быстро повзрослел, так как необходимо было заново налаживать домашний быт, помогать по хозяйству и заниматься лошадьми, а также разведением других домашних животных.

Забавная, но грустная история

Несмотря на все трудности, в 1942 году у него рождается мой дедушка Софронов Иван Михайлович, который до 1955 годапроживал в деревне Найджин — Булаг, КНР. Так как семья Софроновых являлась подданными СССР, им разрешили переехать в Казахстан, на целину. Проживая в городе Костанай, мой дед отправляется служить в Советскую армию. Так вот, вернемся к вопросу о моей фамилии. Когда Иван Михайлович проходил службу в армии, с ним произошла забавная, но грустная история. Военная паспортистка, по национальности узбечка, допустила опечатку в фамилии: вместо буквы «о» напечатала букву «а», а просьбе деда исправить ошибку не придала значение. «Какая разница — Софронов или Сафронов ?» — выпалила строго она. И с тех пор, наша семья носит фамилию Сафроновы, но в душе мы Софроновы. В доказательство этого, хочу показать свидетельство о рождении моего деда, который всю жизнь проработал в советской милиции и ушел на пенсию в звании полковника.

В нашей большой казачьей семье традиции и навыки предков передаются из поколения в поколение во благо служения Отечеству. Так, мой папа Сафронов Михаил Иванович, 1979 года рождения, очень хорошо умеет обращаться с любым оружием. Он заядлый охотник и рыболов. Также занимается стрельбой из лука. В возрасте 11 лет занял первое место на соревнованиях по стрельбе.

Мы с моим братом Семеном Михайловичем Сафроновым гордимся нашей фамилией и хотим передать все ценное, что есть в семье и память о предках  будущим поколениям.

Я люблю свою семью!!!

Ксения  Сафронова, 6э2

Отредактировал Илья Денисов

 

 

0

Там, где живет счастье

Unknown

Трудно быть семьей

Что такое семья? Наверное, каждый человек на земле задавал себе этот вопрос. И каждый давал себе свой, не похожий на другие, ответ. Потому что каждая семья- это особый мир со своими устоями, традициями. Но что объединяет все семьи? Что лежит в основе крепкой, дружной семьи? Это конечно умение жертвовать ради того, с кем идешь рядом по длинной дороге жизни. В любой момент нужно уметь проявить терпение, заботу, молча выслушать или, наоборот, вовремя что-то сказать. Семья- это огромный труд, каждодневный труд.

О семье сложено много пословиц:

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Семья-это такое сообщество людей, в котором живет счастье.

Согласие в семье — богатство.

Вся семья вместе, так душа на месте.

Семья — это крепость, откуда выходят люди

с твердым характером.

Спасибо вам, мои герои!

У меня был прадедушка, звали его Дед Вася. Дед Вася защищал нашу Родину в Великой Отечественной 212-2войне. У него очень много медалей. Он Герой. Он был сапером. При разминировании поля ему оторвало ногу. Потом ему пришлось отрезать и вторую ногу.Прадедушка подарил мне мир, и я горжусь им и говорю ему Великое спасибо. Прабабушки трудились в тылу в колхозах, на заводах, заменяя мужчин на трудной, тяжелой работе. И я говорю им Великое спасибо.

Искренняя любовь и забота родных

Мой Дедушка Саша Васильев с детства, с 12 лет работал на заводе. И стал директором этого завода. Он ездил в Индию, Испанию, передавал опыт работы предприятия и учился у них новым технологиям. Он всегда помогает людям. Дед Саша является «Почетным гражданином Кусинского района». У него сильный характер. Бабушка Галина Васильева работала на заводе заведующей лабораторией. Она очень добрая и заботливая. С ней можно поделиться самой сокровенной тайной. Она всегда поддержит и подскажет.Вместе они построили большой дом. И Дедушка сказал всем нам: «У вас есть дом. Сюда вы можете вернуться в любое время. У вас всегда будет крыша над головой». И мы говорим им — Великое спасибо.

Храбрый солдат навеки в моей памяти

imshafa.ruПрадед по бабушкиной (Баранова Л.И) линии Лихошерстов Иосиф Фёдорович родился в жестокий голодный 1921 год в посёлке Джарабутак Оренбургской области и был 11 ребёнком в семье. Жили бедно. Вели своё хозяйство: сеяли в поле пшеницу, свёклу, а на бахчах — тыкву, арбузы. Но голодные 1931-1933 годы вырвали из семьи двоих детей. В своих воспоминаниях прадедушка пишет: «Сильно мучил голод зимой. Я с друзьями каждый день бегал на пшеничные поля и там под снегом искал бугорки земли. Их с трудом разрывали ножами. Бывало, находили там кучки колосков пшеницы — это мыши сделали себе запас, но доставался он нам… Протрём эти зёрна рукавицами и с удовольствием начинаем жевать: так вкусно!…». На войну с фашистами прадедушку отправили в феврале 1942 года после короткого обучения в артиллерийском училище. Так в артиллерии провоевал он до победного мая 1945 года. Был дважды ранен: в челюсть и бедро, лечился в госпиталях и снова на фронт. У нас в семье хранятся его боевые награды: медаль «За отвагу», орден Славы III степени, орден Отечественной войны. Храбрым бойцом был мой прадед! Но самой большой наградой войны всегда считал свою сбереженную жизнь!!!

Боец по жизни

Вернувшись в 1947 году на родину, он женился на Костюхиной Анне Афанасьевне, моей прабабушке. После войны жить было трудно, прадед работал на железной дороге мостовым мастером. Был у него удивительный талант, который поражал односельчан: изумительно точно он мог нарисовать портрет, срисовать картины великих художников Шишкина, Левитана, Сурикова. И чтобы обеспечить свою семью, он рисовал маслом ковры, картины, портреты и продавал их на рынке. Первым в посёлке прадедушка посадил фруктовый сад, удивляя соседей необычными сортами яблок, груш, крыжовника. Любовь к земле он передал своим дочерям. Хорошо разбирался он в лекарственных травах. Вместе с женой вырастили трёх дочерей. В 1976 году прадед стал работать художником.После смерти жены прадедушка поселился в семье бабушки и дедушки Барановых, где прожил 13лет. Умер прадедушка в 84 года в 2005 году.

Сильна характером

Прабабушка Анна Афанасьевна 1927 года рождения всю жизнь работала продавцом. А дома ждала её работа по уходу за тремя детьми, огород , птичник, коровник…. Потому и жизнь её была короткой: в 44 года после кровоизлияния в мозг она стала инвалидом: перестала работать правая сторона тела. Правда, благодаря заботе дочерей, она в таком состоянии прожила ещё 21 год и умерла в 1992 году.

Смерть за Родину

Мой прадедушка по дедушкиной линии Баранов Иван Григорьевич рождения 1915 года, до войны работал трактористом. На фронт он был призван с первых дней войны. Воевал в пехоте. В бою под Сталинградом в 1943 году был тяжело ранен: на окоп, в котором он был с однополчанами, наехал фашистский танк и прокрутился над бойцами. Прадедушку землёй вдавило в землю, нарушив позвоночник. После госпиталя он постоянно болел: плохо работали лёгкие, стала сохнуть правая рука. Умер он в 1954 году, оставив четверых детей.

Тяжелая жизнь в военное время

А моя прабабушка Баранова Евгения Павловна 1916 года рождения была очень доброй, бодрой, treno.4w2kby0aafms8c000w8ssc0s8.ejcuplo1l0oo0sk8c40s8osc4.thжизнерадостной, гостеприимной. Жизнь её, как и у многих женщин военной поры, не была сладкой. Проводив своего Ивана на фронт, с первых дней войны осталась с двумя детьми на руках. Работала почтальонкой, и вместе с односельчанками оплакивала погибших, когда приносила в дом похоронки. В 1943 году после возвращения мужа-инвалида домой в их семь родились ещё дочь и сын. Вот тогда прабабушка перешла работать в ясли, куда приносили даже двухмесячных деток. Здесь и проработала «баба Еня», как все её уважительно называли, до самой пенсии. Она была умелой хозяйкой. До преклонных лет пекла вкусные лакомства для внуков. Умерла в 84 года в 1996 году.

Мастер своего дела

Мой дедушка по папиной линии Баранов Виктор Иванович родился в 1946 году в посёлке Калининский Брединского района Челябинской области. Закончив семилетку, выучился на токаря в Магнитогорском техническом училище. В 1965 году он был призван в ряды Советской Армии и служил на Дальнем Востоке десантником в течение 3 лет. За отличную службу получал многочисленные благодарности и отпуска домой. В 1968 году снова начал работать в родном посёлке токарем, посвятив любимой профессии более 42 лет. Односельчане высоко отзываются о работе дедушки: «Наш Виктор Иванович может точить детали даже для космических кораблей!». След дедушкиной работы есть в каждом доме посёлка. Про него не раз писали в районной газете. Дедушку избирали депутатом сельского совета, районного совета. Дедушка всегда занимался спортом: футболом, волейболом. Сейчас этому учит своих внуков.

Прирожденный учитель

Теперь рассказ о бабушке Барановой (Лихошерстовой) Людмиле Иосифовне. Родилась она в 1948 году в посёлке Бреды Челябинской области. После окончания восьмилетки, решив стать учителем, как любимая Раиса Нестеровна Ищенко, она поступает в Троицкое педагогическое училище. С 1968 года работает в посёлке Калининский учителем начальных классов. В её трудовой книжке лишь одна запись: принята учителем. Правда, бабушка за годы своей трудовой деятельности заочно окончила Челябинский педагогический институт по специальности учитель естественных наук биологии и географии, затем Челябинский педагогический университет по специальности учитель краеведения. В 1983 году бабушке присвоено звание «Отличник народного просвещения». В 2001 году она стала победителем районного конкурса «Учитель года». В 2012 году бабушка получила Грант Губернатора Челябинской области. Опыт бабушкиной работы по краеведению распространён по Челябинской области. Её статьи и о ней печатают на страницах районной газеты. Бабушка и сейчас, 47 год продолжает работать в своей любимой Калининской школе учителем географии и биологии. Она руководит школьным музеем и с увлечением занимается краеведением. Кроме того, бабушка много лет занималась пением в поселковом клубе художественной самодеятельности.Вместе с дедушкой в любви и согласии они живут уже 45 год. Вырастили двух любимых сыновей Виктора и Алексея.

Незабываемые моменты жизни

Мой папа Баранов Виктор Викторович осчастливил своим появлением бабушку и дедушку ранним утром 16 июня 1971 года, о чём свидетельствует сохранившаяся бирка с его ручки из родильного дома: «Баранова, мальчик, вес 4450 г, рост 56 см, 16 июня 1971 г З часа 00 минут, д/а Полякова».

Лучший во всем

Папа радовал родителей постоянно. Он легко заучивал длинные стихи, которые читали ему, да и сам рано; в 5лет научился читать, хорошо пел. Рос заботливым и внимательным. Постоянно помогал в доме. Очень любил животных. В школе папа учился, в основном, на «5». Любил спорт. Класс, в котором учился папа, уже в 7 классе одерживал победы в соревнованиях по волейболу, баскетболу над учениками на 2 года старше. Папа пел в школьном хоре, занимался в танцевальном кружке при доме культуры, играл на гитаре. Он пользовался авторитетом в школе: его избирали в пионерский совет дружины, в комитет комсомола. За всё это папу наградили сначала поездкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», а потом — путешествием на теплоходе по Енисею. Мой папа успешно закончил институт.

Важность семейной истории

Unknown-1Можно отметить, что события, которые происходили в стране (голод, войны и т.д.) напрямую отразились на судьбе каждой семьи, отдельно взятого человека. Поэтому так ближе и понятнее становится история России, когда просматриваешь историю близких тебе людей. И мы, современное поколение, должны помнить и чтить память своих предков, ибо, как сказано у А. С. Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности!» Знание того или иного факта семейной биографии не только история, не только память. Но и компас, по которому нынешнее поколение сверяет свою жизнь.

Мы говорим Всем — Великое спасибо!

Семья — это мир души,

Семья — это радость сердца, Семья — это вечный труд Для самых родных и близких.

Так хочется мне уберечь ее От бед, разногласий, печалей, Пусть в мире она живет И Бог ее защищает.

Пусть будут здоровы все, Успешны, крепки, терпеливы Тогда не страшны будут всем Трудности этой жизни.

Герб.

Синий цвет — красота, верность, доверие.

Зеленый цвет — радость, мир.

Серебряный — чистота, благородство.

Красный — мужество.

Золотой — щедрость.

Буквы Б и В — в основе нашей семьи слились род Барановых и Васильевых. Пчела — трудолюбие, неутомимость.

Книга — знания.

Мяч — спортивные достижения.

Звезда — символ вечности, света и высоких достижений.

Солнце — символ духа, пути развития человека.

Дуб — сила и долголетие.

Яблоко — символ древа жизни.

Радуга — радость.

Кораблик — мечты.

Глобус — путешествия.

Полина Баранова, 5э3

Работу на сайт выставила Цыбанова Яна

http://www.mormonnews.ru

http://www.sergeeva-galina.ru

http://imshafa.ru/249/deti-i-voina

0

Жизнь прапрабабушки Анны Сергеевны Кузнецовой

Жизнь пройти — не поле перейти

 

Однажды разбирая документы в семейном архиве мы нашли очень интересные записи. Оказалось, что это были воспоминания нашей пра-прабабушки Анны Сергеевны Кузнецовой (1889-1982 гг.) о том, как ее замуж выдавали, размышления о жизни и людях. Рассказ Анны Сергеевны был записан ее внуком Юрием Ивановичем Дюжевым. Но на самом интересном месте записи обрывались… Несколько дней мы перебирали архив в поисках окончания этих завораживающих воспоминаний. И нашли. Нашу семью так тронул этот рассказ, что захотелось побольше узнать о свадебных традициях и быте людей тех времен. Но об этом – чуть позже.

Приводим ниже полный текст без каких-либо изменений речи или стиля рассказчицы – нашей прапрабабушки Анны Сергеевны Кузнецовой.

 

Мы росли в любви и строгости

samoilova2Родилась я в августе 1889 года в селе Пидьма Лодейнопольского уезда Подпорожской волости Олонецкой губернии. Отец, Барсуков Сергей Егорович, был русоволосый, голубоглазый, румяный, с улыбкой на лице, ласковый, рассудительный, без спешности. По характеру мягкий, добрый, гостеприимный, был уважаем среди родных и сельчан. На старости лет носил седую бороду. Работал лоцманом на Свири и вёл хозяйство.

Мать, Барсукова (в девичестве Демидова) Татьяна Ефимовна родилась в селе Остречины. Родители её были близкими  родственниками богатых судовладельцев Демидовых. Она была небольшого роста, кареглазая, разрез глаз был по-восточному узкий. Кожа смуглая. Делала всё не спеша. Была немногословна, приветлива, гостеприимна. Нас, дочерей, растила в строгости.

Нас было четыре сестры: Клавдия, Анна, Елена и Александра. Все получили трёхклассное земское образование. Всех выдали замуж. Большую помощь оказывали Демидовы — дядья матери. Они все годы помогали растить дочерей, готовили приданное, помогали играть свадьбы. Такие родственные отношения продолжались до 1918 года. Затем связь прервалась.

Кроме четырёх сестёр, в семье нашей было двое парней. Парни умерли, остались девки. Мне и восьми не было, а уж в няньки пошла. Лето побыла в людях, на сапоги да на платье заработала, в школу подалась. Зиму проучилась, а летом опять в няньки. Жили мы хоть и бедно, а любили нас, берегли отец с матерью. Когда вспоминаю детство, слёзы от радости на глаза навёртываются.

Сватовство Александра Филипповича

Да вот пришло времечко девкам дом покидать. Я замуж-то никак не шла. «Что, в кухарки samoilovaпойдёшь?» — отец бывало, скажет. И вот слышу: собирается за меня свататься Александр Филиппович Кузнецов из деревни Мятусово. Вдовец он был, жена умерла, оставив на руках ребёнка двенадцати недель. Никак я за него замуж не хотела идти.

В ту зиму я в Остречинах гостила, посестрию замуж выдавали. Мне там и сказали, что, мол, Кузнецов сватается. «Ой, не пойду я замуж за Кузнецова. За вдовца-то» — смеюсь я. Приехала домой в Пидьму вечером. Встречаю соседку: «Что, Анюта, замуж пойдёшь?» — «Не-не. За вдовца-то, что я, ошалела?»

Легли спать. А у нас фельдшер хороший знакомый был. Приходит он утром. «Здравствуйте» — «Здравствуйте, Александр Константинович!» Подошёл ко мне, одеяло с лица сдёрнул: «Ну-ка вставай, невеста!» — «Не-не, не пойду я за вдовца» — «А у нас в Мятусове самую лучшую за него отдают, Махалкину. Иди, девка, иди!» На том и ушёл.

Днём собрались посестрии, тётки. Всем охота меня замуж выдать. Александр Филиппович, видишь ли, служащий тогда был. Осинку заготавливал. И по хозяйству, говорили, всё делал: и пахать и косить мог. Семья у него была. После смерти отца остались четверо братьев, мал мала меньше. И ведь все устроились в жизни, дом построили на четверых. Справная была семья. Мне и говорят:

— Ну, Анюта, совета слушай, надо за Александра Филипповича идти.

И мать туда же:

— Идти надо, идти. С этими гулянками да бесёдами — и ребёнка в подоле принесёшь.

Отец говорит:

— Ну, Анюта, сама решай.

Вижу такое дело, и заплакала:

— Для меня дак…надоела я вам. Дак…(а мне тогда уже двадцать исполнилось). Как хотите!

Ушла я гулять. А не ндравился мне Александр Филиппович. С молодым я с ним гуляла, и не нравился. Вот я соседке и говорю: «Как приедут свататься, да как жених не пондравится, дак я обряжусь к вам в подпол». Глупая была тогда ещё, совсем глупая, не венчанная.

Тятенька обрядил лошадь и поехал с приказом. Приехал в Мятусово, вначале к дяде Фёдору Васильевичу посоветоваться.

— Ой, да Александру Филипповичу любую девку принесут на руках, такой молодец!

Поехал к тётке в Киселёво, жила та хорошо. По дороге заехал в Хевроньино к Клавдии Сергеевне и к зятю. Зять-то и говорит:

— Да разве худой Александр Филиппович? Не пьющий, не гулящий, летом служит.

Поехал тятенька через реку к тётке.

— Как хочешь, братец. Анюта, девка бойкая, шустрая, отдаёте через силу — будет сраму, наделаете делов. Как хотите.

Погостил, чайку выпил и поехал.

А Кузнецовы-то все в окна смотрят, ждут — с приказом ли тятенька едет иль с отказом. А он мимо их окон к дяде проехал. Побеседовал со всеми. Говорят, надо с приказом. Дары в таком случае жениховской родне нужно. А Александр Филиппович, когда сватал, то сказал:

— Ничего нам не надо, лишь бы невеста по нраву пришлась.

Ну, поехал тятенька с приказом. Лошадка у него была такая приметная, неказистая. С ним вместе поехали крёстная мать, крёстный отец, тётка. Подъезжает отец ко крыльцу Кузнецовых.

Открывают ему парадное крыльцо. Лошадь сразу на сарай заводят, вместе с санями. Хозяйки готовят угощенье сватовьям. Кофе подали натуральный, пирогов наскали, печенье принесли. А тогда ведь сухари да печенье только у богатых были. Тут и свекровь пришла. Старший брат Иван. Стали угощаться, водочку принесли. Раз уж с приказом к жениху приехали, не с отказом, выпили с начатием дела. Порешили насчёт подарков. Насчёт свадьбы. Сватали-то в январе, а свадьба была в феврале пятнадцатого числа.

А в тот вечер как раз к соседке приехали сватовьё из Хевроньина. Прихожу туда — парень-то, гляжу, знакомый. Спрашивает:

— Что за вдовца-то пошла? Да с ребёнком. Что, своих-то боишься не будет? Я, — говорит, — сватать тебя хотел приехать, да гляжу — твой тятенька к Кузнецовым уже с приказом приехал.

А я и запечалилась:

— Я бы лучше за этого парня пошла замуж, чем за Кузнецова.

Принесли гармошку, стали танцевать. Как танец, так жених рядом садится, колет меня, что, мол, за вдового иду. Я ему: «Не знаю, не знаю». А у самой сердце вот как жмёт.

А тятенька меж тем в Пидьму приехал. Лошадь-то убрал на конюшню, сел на лежанку. Мне тоскливо у соседки стало, пришла домой, кестеньку сбросила, на стол в темноте повалилась и давай реветь. А тятенька-то в темноте сидел. Лампы не зажигал.

— Что ты, что ты?» — говорит.

Зажгла мать лампу, сел он рядышком:

— Анюта, я тебе худого не хочу, выше нас во всём семья Кузнецовых-то стоит. Подумай-ка, четыре брата и две сестры остались без отца и выросли. Семья-то из богатых, не как мы этта. Я ведь старый уже, шестьдесят мне, по зрению из лоцманов снят был, потом разрешили плавать… А как опять снимут? Подумай-ка сама: приехали к Кузнецовым, кофе налили, катлеты — всё нашлось. А что, Александр Филиппович. Работа у него чистая, ходит с меркой в руках, рассчитывает возчиков за вывоз.

Тут он и уговорил. Поплакала я, поплакала, да спать пошла.

В субботу должны были гости приехать на богомолье. А я соседке-то и говорю: «А я в подпол спрячусь, пусть дожидаются». Вот собрались в субботу посестрии, тётки, приехал брат Александра Филипповича Пётр с гармошкой, крёстная мать. Съездили за священником, молебен отслужили с началом дела. Сели мы с молодёжью за стол.

Слышу, жених приехал. Отец и говорит:

— Встречай, Анюта, жениха.

А я:

— Не пойду я встречать!

— Не срами родных, Анюта, иди встречать.

Пошла я, двери открываю, толкаю снутри-то, а жених тянет на себя. Тут мы и встретились. Глянула я на него, а он мне и пондравился. Вот судьба-то что делает!

Сели за стол, к чайку. Я рюмочку и выпила, одну всего, тогда бабам не давали водки-то пить. А у порога бабы стоят, смотрят на нас. Одна из них, Амфинья, смотрит и плачет, смотрит и плачет. А я на жениха сержусь и не смотрю на него. Мать встала и подошла:

— Анюта, сиди по-хорошему, так на жениха не смотрят, чего отвернулась?

Через неделю и свадьбу назначили. Вечеринка вначале у нас была. Приехала 14 февраля сватовье на гостёбище: крёстный отец, крёстная мать, Иван Филиппович с Варварой Александровной, жонкой, две золовки. Вечер у нас побыли, ели-пили, молодёжь танцевала. Вечер прошёл, разъехались.

Свадебные и семейные хлопоты

Пятнадцатого февраля свадьба. Приехали за мной шафера. Пётр Филиппович посадил меня в повозку. Привезли в Мятусово к дяде и тёте, стали невесту одевать: и фату и платье. Потом к скольки сказано было, к стольки и приехали в церковь. Батюшко нас встречал с крестом, венчались с певчими. За рекой школа была, оттуда и певчие были взяты. А потом уже поехали к жениху домой. Все, кто в церкви был, по саням расселись. Только приехали от венца к крыльцу — батюшко встречает с крестом: «Благослови вас Боже». Дал нам крест поцеловать. А свекровь стоит с решетом, в решете перо, вот и начала кидать перья через жениха и невесту: «Ни пуха, мол, ни пера». Вот и накидала нам детей-то, одиннадцать человек. А день был пятница, последний перед постом, батюшко торопился и уехал. Нас стали раздевать: «Пожалуйста, проходите, всё уже на столе». Угощали, веселились, танцевали весь вечер. Потом гости разъехались. А мы остались: жених да невеста.

На второй день встали, помылись. Чай пить надо было наверх идти, а спали внизу. Только помылись и вышли из спальни, а свекровь уж одела сына Александра Филипповича (Мишей звали) в пикейное одеяло, кофточку (парень широкорожий, толстой).

— Ну вот, мамаша, вот тебе сынок. Полюби и береги, на старости будет хорошо.

Александру Филипповичу не пондравилось:

— Уходи!

А я ему:

— Ладно, ладно, не торопись.

Я подержала ребёнка, поцеловала. Рядом нянька стояла, взяла ребёнка. В тот же день стала приезжать вся моя родня, барсуковская порода. Опять чай, обед. Стали мы дары поднимать. Кладена корзинка, а в ней подарки. Стою с подносом, кому какой подарок. Первое — свекрови, второе — старшему деверю, потом крёстной матери, крёстному отцу, зятевьям, золовкам. Когда эти подарки отдарили, перед чаем стали разносить чарочку. Гости сидят за столом. Жених держит поднос, на нём две рюмки и графин с вином. Поют: «Чарочка моя серебряная! Кому чару пить, тому здраву быть!» И скажут, кому здраву быть. «Чару пить — здраву быть свекрови». Та подходит, рюмочку выпила и полагает на поднос деньги, сколько может. Так по очереди этой чарочкой всех родственников и обнесли. Кто рубль давал, кто пять рублей, а кто и пятьдесят копеек. Барсуковы серебром давали, рубли тогда серебряные были. Век не забуду: двадцать два рубля подарили. А корова тогда стоила двадцать семь рублей.

После чарки — чай. А потом стали гости домой собираться. Тут опять сватовей водкой угощают, чтобы домой пьяными уезжали. На столе: и простое вино и портвейн и запеканка. Бабы тогда белого не пили. Тут уж выпили: кто поёт, кто пляшет. Стали по домам разъезжаться.

Александр Филиппович служащим был в Согеницах. У барина Дельборна служил.  Три дня ему на свадьбу было дадено, а на четвёртый на службу поехал, брёвна принимать. Вот три ночи ночевал молодой князь и уехал от молодой княгини.

Вступление в материнские заботы

У Миши нянька была. Они со свекровью поочерёдно, посменно няньчили ребёнка. Вдруг, няньку-то, старушку, на свадьбу пришли приглашать к крестнице. Нянька и ушла. Вот вечер приходит. Старший-то деверь с хихинкой и спрашивает: «Ну, кто будет сегодня Мишу няньчить? Анну, возничиху, что ли попросить?»

Была у них, у Кузнецовых на свадьбу прислуга взята, Анна.

— Анна, сходи-ка к возничихе.

А я тут и встрепенулась:

— Не надо, я и сама покачаю.

Все тут улыбнулись и глянули друг на друга: «Надо же, молодая согласилась ребёнка качать». Свекровь и говорит:

— Нашего ребёнка не каждый укачает!

А я:

— В няньках сколь была, укачаю.

А тут Пётр голос подал:

— Смотрите, ребята, приедет Александр, даст вам ходу, что молодую няньчить посадили.

Я и говорю:

— Да уж, Пётр Филиппович, ты обещал, что не ради ребёнка меня берёте, мол, есть у вас кухарка и нянька есть.

Свекровь:

— Вот кухарка-то пусть и поможет.

Кухарка:

— Я ведь за Шаню (Александра Филипповича) давалась, да не взял меня. Нет уж, не буду няньчиться.

Вот вечер пришёл. Свекровь говорит:

— Покачай с вечера, он с вечера лучше спит, а меня разбуди в два часа, если крепко усну.

Вот тут все утихомирились, и я приладилась: такая скамейка, тут зыбка, на столе молоко — всё налажено, лампа чуть-чуть горит, покой. Качаю. Чукнуть не дам. Умею. Сама лежу на скамье. Дурра была: быдто обязана няньчиться. Два часа. Жалко будить свекровь. А она и проснулась:

— Три часа уже, что же ты не будишь?

Встала, зыбку качает.

— Налей, что ли самовар.

Налила я самовар, поставила. Старуха вымылась, тут и чайничек и самовар, чайку попила. А меня спать отправила: «Иди. Поспи». Я и ушла.

Утром смеются старший деверь с супругой:

— Ну как, дал ли ребёнок спать?

Ночь качаю, другую качаю. Пятница настаёт. А он должон приехать в субботу, рассчитывать рабочих. Вот в пятницу третью ночь я ребёнка нянькаю. Не ждали, что Александр Филиппович приедет, никак не ждали. Вдруг: тук-тук. Я и пошла, открыла ворота. Он доволен, что молодая встречает.

Пришёл в избу, шубу снимает, валенки.

— А чего ты качаешь? — спрашивает. — Где же тётка Акулина?

— А, ушла на свадьбу.

— Что же ты не велела?! Я им дам, погоди!

— Ничего не дашь, помалкивай.

Время двенадцать часов ночи: маленький самовар налила, греется самовар. Он пошёл во двор, в уборную. Как кашлянул возле комнаты матери («Кхе-хм!» — привычка у него была такая, кашлянуть), мать и вскочила:

— Что, Шаня приехал?

— Здравствуй, мамушко!

— Ой, мы не ждали, не ждали.

— Что же молодую-то взяли качать?

— Сама, сама, Шаня, не ругайся.

И я тоже:

— Сама, сама.

Свекровь к зыбке подсела:

— Ну, ступайте, ступайте спать.

Утром в субботу собираемся на гостёбище в Пидьму. Поглядела в окошко — тятенька с Пидьмы на лошадке едет. Отец приехал, сел чай пить, кофе, а мы пироги скём. Тогда мода была такая угощать после свадьбы. Александр Филиппович в магазин пошёл, взял кедровых орех, конфет, пряников. Чайку попили, ехать надо. Я ещё успела в баню сходить с Александром Филипповичем. Заехали к тётке.

— Ой, жадобные, не могу, в баню ходила.

Свекровь в Пидьму ехать не может, с ребёнком сидит. У Варвары ребёнок только был рожон. Один Пётр Филиппович с гармошкой собрался в Пидьму ехать. Отец с Петром Филипповичем на первую лошадь сели, Александр Филиппович со мной — на вторую. В дороге обнимает меня и говорит:

— Ты уж не скажи, что ребёнка нянчила.

Приехали в Пидьму. В доме огни горят, встречают. Пришла и посестрия моя Ирина Петровна Барсукова. «Что же сватовей мало, один сват Пеша приехал?» А Пеша: «Я-то за всех отгощу!» А народу нашло: баб, ребят, полная кухня. Пришли молодых поглядеть. Надо их угостить. Подала маменька поднос. Сыпнули на поднос гостинцы. Александр Филиппович берёт поднос, у меня в руке свечка горит. И пошли угощать: «Нате, возьмите…». И каждому пирожок сканый на тарелке. Этих всех обнесли, остатки —  на  тарелку, да на стол.

Пётр Филиппович веселит гостей, на гармошке играет. Чаю попили.

— Ну, Анна Сергеевна, всё ли хорошо, всё ли благополучно?

— Всё хорошо, всё благополучно — говорит Александр Филиппович.

А я-то:

— Всё хорошо, три ночи ребёнка откачала.

Глянула на Александра Филипповича, а он румянцем так и брызнул. Стыдно, как же! Стал он рассказывать (голос-то громкой):

— Она сама и дала согласие, а я уехал, не было меня дома.

Бабы обнимают меня, плачут:

— Анюта уж человек такой, не обидит.

Александр Филиппович потом мне и сказал:

— Весь вечер был больной, как ты сказала. С ума нейдёт, хороший ты мне очек дала.

Разделение семьи

Так и жизнь пошла. Он меня не обижал, денег у него в кармане было. Весной уехал в Вознесенье, там на пароходы лоцмана требовались.

Василий ушёл в армию, Пётр холостовал, денег в семью не давал. А Старший-то деверь Иван Филиппович хитрый был, денежки копил. Да видать мало стало. Вот он и говорит: «Надо разделиться, приход с расходом не сходятся».  А жило нас тогда в двухэтажном доме двенадцать человек: свекровь, деверь Пётр, деверь Иван с женой и двумя детьми, держали двух нянек, кухарку, да мы с Александром Филипповичем да с Мишей. Александр Филиппович и говорит: «Давай делиться». Свекровь — плакать: «Вы-то разделитесь, куда ребята молодые Пётр да Василий?».

Разделились. Половину дома (верх и низ), отдали молодым, Василию и Петру. Стали делить вторую половину. Свекровь и говорит:

— Ване верхи, Шане низы.

Дядя спрашивает:

— А Александр Филиппович согласен?

Тот отвечает:

— Не знаю, пойду спрошу у Анюты.

Пришёл ко мне.

— Вот мама говорит, что Ване верхи, а нам низы.

А я не знаю, что сказать. Дядя ему и говорит:

— А ты жребий бросай, кому верхи, кому низы.

Стали жребий кидать. Как жребий бросили, верхи-то Саше, а старшему деверю Ивану — низы. Дядя и говорит:

— Ваня хоть и старший, а Саше-то больше досталось: он и землю пахал и сено косил и дом ставил.

Иван тут и рассердился. Стали остальное делить. Матери-свекрови — своё, парням — своё, Ивану — своё. А у Александра Филипповича ничего своего нет, всё самое худое…

Александр Филиппович уехал в Пидьму, я его проводила. Как с Пидьмы-то приехала вечером, а свекрова сердитая встречает: «Вверёх, вверёх, барыня». Вниз-то и не пускает. А были у нас тогда уже и Миша и дочка Нина родилась. Я вверёх пошла. Меня нянька встречает. Гляжу: печка стоит, на печке очап, на очапе, в зыбке, Миша. Няня и рассказывает (молодая совсем девчонка была): «Ой, было греха, бабка кулаками стукала. Кричит: «Ей надо жеребий! Жеребий!»

В комнате гул стоит, так пусто. Ведь всё свекрова со старшим деверем вынесли. Стол, шкаф — всё взяли. Нам по дележу пришлась только лошадь, сани да диван. Ой, было дело, поплакала я.

Постели-то наши вынесли и на пол в нашу комнату склали. И сундук вынесли. Тарелки мои приданные на стол склали. Заслонка унесена, нет в печи заслонки. Ни самовара, ничего нет. Плакала я, плакала. Как вниз приду, свекрова: «Иди вверх». А у старшего деверя и столов, и стульев, и этажерок было накуплено, некуда скласть. В конюшню, а ааааанм не дали. Тоска его, вишь, взяла, что ему низ достался.

А тут и Новый год. У деверя всё есть, а у нас ничего. В кухне стол: «Кичи-кичи». Две доски положила, вот тебе и стол. Калитки делаю. Пришла к свекрови: «Дайте хоть самовар». Принесли из кладовки самовар, весь разваленный. Печку стопила, гляжу: крюк унесён. Прихожу к свекрови:

— Маменька, не дашь крюка?

— Покупать надо крюк, я тебе крюка не дам.

Прожили неделю. Пришла суббота, поехала за Александром Филипповичем. Приехала, он рабочих рассчитывал. А я-то плачу.

— Что с тобой, Анюта?

— Разделились как, всё у нас отобрали, и крюка нет.

Поговорили, заехали к тятеньке. Рассказала ему всё. «Наживай, — говорит, — молодец на свой золотец. Будет у Александра Филипповича здоровье, всё будет!». А коров тогда у Кузнецовых было четыре. Одна корова — моё приданное, одна — Варвары, одну дали парням, а одну — напополам разделили между Иваном и Александром. Тятенька сходил в кладовую, крюк принёс. Тётя Маша принесла лопатку, щипцы. Мать – роговик, подойник. Насовали нам полные сани. Отец с нами поехал в Мятусово.  Приехали домой. Отец утром  в магазин сходил, заслонку купил.

Тут и праздник — Новый год. Стыдно, срам единый. Сходила к соседке: «Тимофеевна, дай на праздник стулья». Дала, и скамейку дала.

А деверь-то старший хитрый был, мудрый. В первый же день, как разделились, в магазин сходил и лампу на цепях принёс.

Пётр Филиппович однажды подчудил. У Ивана пальто пало, Пётр руку в карман и сунул, а там книжечка, с чем-то рублей на ней. Такого-то числа пять рублей, такого-то числа десять. Хитрый он был, Иван Филиппович, мудрый. Начал богато жить.

Василий из армии пришёл — полетели у Ивана Филипповича тарелки: «Кто вам велел делиться!».

Бывало уже в наши дни, плывёт по Свири бревно. Александр Филиппович и поймает его. Придёт Иван, а мы пилим бревно.

— Ой, — начнёт говорить, — нехорошо, Александр Филиппович, бревно пилишь, ущерб государству делаешь»

— А иди ты, Иван Филиппович, мы тебе не мешаем, и ты не мешай.

От трудов праведных не наживешь палат каменных

Ой, уж поработал Александр Филиппович, бедный старик, ой уж поработал. Крыша стала течь. В великий пост съездил он в Плотичное, брёвна напилил, в штабеля свалил. Весной сплотил, привёз брёвна. Поднимает в гору брёвна, как сейчас вижу, босиком, брюки заскал. Поднимает брёвна, а деверь сидит, чай попивает, в окошечко смотрит, И говорит: «Ага, коленки-то согнулись». А Шура, жена Петра услыхала это, к нам пришла и говорит, как Иван Филиппович посмеялся.

Ну ладно, стало лето. Надо брёвна пилить. Пошёл Саша к Ивану Филипповичу:

— Надо лес-то пилить.

— А ко мне не течёт!

— Ты Ваня по-хорошему аль по худому?

Пошёл Александр Филиппович в сельсовет, тогда уже советская власть была, подал заявление: «Хочу, мол, крышу крыть. А Иван Филиппович не соглашается, мне одному не в силах сделать». Ему председатель и говорит: «Вот сегодня собрание, и обсудим». Прислал одну повестку Ивану, другую Александру. Ох, Иван как разъярился:

— Я, грит, на тебя в суд подам.

— Что знаешь, что знаешь, твоя власть, твоя и сила.

Всё-таки согласился Иван. А тогда пильщиков кормить надо было. Его жёнка, вторая, Мария Васильевна и говорит: «Куды этта мужиков сюда?!». Приходит Иван Филиппович ко мне: «Анюта, может ты возьмёшься, мы тебе харчи предоставим, ты сготовишь».  Александр Филиппович: «А не скормим ли много?» — «Ничего, наладимся». Я согласилась и варила пильщикам. Тёс распилили, денежки пополам внесли. В штабеля склали. Осень пришла. Течёт крыша. Ставлю корыта, не успеваю. Опять разговоры:

— Ваня, нада крышу крыть.

— Не буду.

— Я брёвна подымал, а ты смеялся, говорил, коленки у меня подогнуться, вспомни-ка.

Согласился Иван Филиппович. Взяли Гаврилу Сидозерского, три дня крышу и крыли-то всего.

Вот в магазин привезут чего-то, а денег нет.

— Мария Васильевна, дай денег в долг. Александр Филиппович приедет, отдаст.

— Ой, нет, нет, какие уж деньги!

Маленько пройдёт. Приходит Мария Васильевна:

— Анюта, у тебя столько дров, продай сажень.

— Не, не смею без хозяина продавать.

Вот как: дай дров — и деньги найдутся.

Как лето настанет, пойдёт Мария Васильевна на Бухову гору, купит сотню яиц, лещей сушёных, лосося. Наделает пирогов. Корки хорошие, жирные. Короб у неё стоял с водой, набросает туда. Посмотришь: «Наши ребята ой как съели!». А она коровам побрасывает.

У меня Александр Филиппович потом мало зарабатывал. Бывало, пойдёшь в субботу в магазин. Я рассчитываю, что купить: четверть чая, сахара три фунта, муки белой пять фунтов. На три рубля наберёшь. Хлеб не покупали. Гороховой муки возьмёшь и в Филиппов пост гороховников настряпаешь. Шесть десятков калиток напечёшь, горячими ребята едят день, на другой ничего не останется.

Масла подсолнечного в магазине возьмёшь бутылку. А водку никак не брали, не было такого. В праздники не ставили и вина на стол. Это после войны научились. Это сейчас закусок наставят, в магазин побежали. Никогда самогонку в семье не гнали. У нас не было этой штуки. Мануфактурой три татарина на селе торговали. Придёшь к татарину, не знаешь, что и взять. Четыре копейки аршин материала стоил, гофре называется, розовый и серый, всякий. Красивый.

Пасха придёт — потолки выбелим, обои новые, ребят разоденем. Как Стружечки стоят рядком. Ещё божья мать у соседей, а у нас полный дом людей — подивоваться, сколько детей.

На пасху в середине поста пекли детям мякушечки в форме креста. «Бабушка, я с мякушечкой пришла». Бабушка чаем накормит, подарков даст. Довольные придут домой. Целый узел подарков им надают: платьишко, ботиночки, чулочки. Сестра моего отца замужем была за Трифоновым, звали Авдотья Егоровна, помогала всегда.

А потом Тася пошла работать. После Таси — Зоя. Стали помогать. В Шеменчинах Зоя год работала, потом в Погаченицах, в Важинах. Замуж вышла да уехала в Пелдужи. А Шура учился, потом работал на станции Погра дежурным. Взяли в  армию матросом. А потом на пожизненной в армии остался и через год был офицером. Приехал в гости с женой. А у нас хлеб был наросши — одни колюхи. Егор Александрович подавал, а Саша стог метал. Пришёл Саша обедать домой, а китель у него белый: «Ой, чего, не снег ли?» Волоса-то у него…. Потом сколько дён чистили. Другой офицер, если он в гости приехал, разве пошёл бы? А мне надо было стряпать да обед готовить. Сашу в войну под Кингисепом убили, в августе.

Что и говорить, не жили — переживали. Хочется хорошо, а не с чего. Вот и переживали. У меня хозяин такай был: денег принесёт и не знает ничего. Один год пять человек посылали учиться, одеть каждого надо. Некогда было разбираться. Саша поезжает учиться, как одеть? У меня костюм был: юбка и жакет тёмно-синий. Брюки Саше купили, а пиджак плохой. Думала-думала. «Ну-ка, Саша, примерь мой жакет». Он одел — хорошо ему. Распороли. Сшили из жакета китель однобортный. Парень обрадовался. Зиму проходил. А матери и не надо ничего, ой, хорошо.

В сороковом году стали гидростанцию на Свири строить. Да наш дом и снесли. Место нарезали пониже по течению.

Живу-доживаю…

samoilova3Детей-то мне Бог послал много. Миша-то, сын Александра Филипповича, восьми лет умер от скарлатины. В десятом году Нина родилась, в двенадцатом – Тася, в четырнадцатом-Зоя, в пятнадцатом — Шура, в семнадцатом — Леонид, умер от воспаления лёгких, трёх месяцев от роду, в восемнадцатом — Ольга, в двадцать первом — Костя, в двадцать третьем — Мария, в двадцать пятом – Лидия, в двадцать шестом — Георгий, тоже умер трёх месяцев от роду, в двадцать девятом последний родился Николай. А мне тогда сорок лет было. Я-то восемьдесят девятого года рождения, а Александр Филиппович — восемьдесят четвёртого, царство ему небесное. Надысь ходила к нему на могилу. Раньше в наших местах на могилу кидали крупу. Потом одному показался усопший во сне и будто бы сказал: «Не сыпьте больше на могилу, мне птицы все глаза выклевали». С тех пор больше не крошат, а только поминают.

Мне-то ничего не надо. Две или три дощечки на гроб. Не знаю, какой гроб сделают, наверно, большой… На тринадцатое октября умереть бы мне. Двадцать лет старику исполнится  как умер. Ой, двадцать лет без старика прожила…. Покуль на ногах хожу, слава Богу. Вот лягу — тогда беда… Всего пережито, всего, не дай Бог. С дочерьми спорю постоянно. Ой, бабы-бабы, пожили бы с моё!…Хоть сегодня приди смерть — слава тебе, господи! Только не приведи к долгой постели… Не хотела бы я зимой умирать. Лучше весной, летышком или осенью. Агапов мне сказал: пять часов, и из Ленинграда в деревню привезу, если помрёшь. А там колхоз лошадь даст. Умри-ка в феврале — снега нападает!  Не доберёшься и до могилы… Приде времечко, приде, и не буде… Теперь доживаю последние месяцы и годышки. Не приеду более в Мятусово живой, мёртвой приеду… Вот жизнь-то… Человек растёт-растёт… А умрёшь в землю закопают. Не скажи! Человека в землю кладут — с ума сойти! Теперь взяли моду резать каждого человека. Эка удовольствие старую сельдь — резать? Моя очередь теперь на Мятусово, я самая старшая, там все младше меня старушки…Заблудилася, заблудилася, как, не знаю, умереть надо… Должна умереть, чувствую, что умру, а вот когда, не знаю. Пройдёт день, пройдёт ночь… Кокону сей год обязательно. В том году чуяла лучше, чем сейчас. Скажут: «О, да ты можешь лучше нас!» Молодые бабы сейчас не работают. Глядят, как бы выезжать на мужиках. А я поработала. Хватит. Худо ли – одиннадцать годков в колхозе выбегала. Год бы пожить ещё, на поминки накопить. По двадцать рублей в месяц пенсия, да по пятёрке дочери посылают. Надо бы накопить. Вина купите, как умру. Выпьете хоть… А долго, долго живу, чудо е! Все люди умерли моего возраста. Мой теперь черёд, моя ваканция…

д. Мятусово, 1973 г.

 

Р.S. Киселёво, Мятусово, Остречины, Пидьма и другие названия сёл, располагавшихся по разным берегам реки Свирь, по которой проходит водный путь в Онежское озеро и далее — в Беломоро-Балтийский канал.

P.S. Анна Сергеевна прожила еще 9 лет. Скончалась в 1982 г., ей было 93 года.

Из работы семьи Самойловых,

Мария и Илья Самойловы, 5э3

 

0

Происхождение фамилии Руденя

imageКто не хочет узнать о происхождении своей фамилии? На некоторое время погрузиться в прошлое и узнать историю своих предков?

Фамилия Руденя относится к разряду самых уникальных фамилий России.

Углубимся в историю

В сохранившихся очень старых расписках люди с этой фамилией происходили из славянского псковского дворянства в 16-17 веках, они имели существенную государеву привилегию. Древние свидетельства фамилии можно обнаружить в указателе переписи Древней Руси в период царствования Ивана Грозного. У царя хранился особенный реестр княжеских и благозвучных фамилий, которые даровались придворным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому сия фамилия сохранила свое начальное значение и является исключительной.

Фамилия Руденя в Белоруссии

В конкретном случае моей семьи фамилия Руденя пришла в Россию из Белоруссии, Минской области. Мои предки по папиной линии родом из Белоруссии. Прадедушка, Илья Руденя, был участником первой мировой войны, полным георгиевским кавалером. Его сын — мой дедушка, Владимир Ильич Руденя, приехал в Челябинск после Великой Отечественной войны на комсомольскую молодежную стройку. Он создал в этом городе семью и решил в нем остаться.

Образование белорусских фамилий

Белорусская фамильная система в полной мере отражает сложную и богатую политическую жизнь страны и несет в себе следы многочисленных культурных влияний. По этой причине в основах белорусских фамилий могут быть слова, связанные с литовским, польским, украинским, русским, татарским языками.

Белорусские фамилии имеют разные окончания : -ко. -ок, -ич, -ский/-онок, -еня. Фамилии на -еня свойственны только белорусам (хотя этот суффикс встречается в украинском, но типичен он  именно для белорусских фамилий). Фамилии этого типа не часты, хотя в центре своего распространения (юго-запад Минской области) отхватывают около 10% жителей.

В переводе с белорусского языка, возможно, корень фамилии Руденя связан со словами «красный, красивый», а, возможно, и слово «руда», так как в Белоруссии есть различные месторождения руды.

Ирина Руденя,  5э2

Обработала Юлия Дегтярева